Прокурор разъясняет
Для сведения владельцев огнестрельного оружия
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет.
Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, документ, удостоверяющий личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования. Хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа
Использование заведомо подложного документа является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 327 УК, - самостоятельное, оно посягает также на установленный порядок документального удостоверения юридических фактов. 
Подложным документ признается в случаях, когда в нем хотя бы часть данных не соответствует действительности в результате подделки либо в результате использования подлинного документа, но принадлежащего другому лицу. 
Под использованием заведомо подложного документа понимается его предъявление соответствующему должностному лицу либо представление его в государственную или негосударственную организацию, когда подложный документ остается в ведении этих организаций.
Оконченным данное преступление признается в момент использования подложного документа, т. е. тогда, когда документ предъявлен или представлен, независимо от того, удалось ли виновному получить желаемые права или освободиться от обязанностей.
Последующее непрерывное или периодическое пользование теми или иными правами на основании ранее представленного или предъявленного документа не превращает данное преступление в длящееся или продолжаемое. 
Санкция ч. 3 ст. 327 предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.


Об изменениях порядка предоставления отсрочки осуждённым, страдающим наркоманией
Федеральным законом от 20.12.2017 № 409-ФЗ "О внесении изменения в статью 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", вступившим в законную силу 31.12.2017, положения ст.178.1 УИК РФ приведены в соответствие со ст. 82.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 491-ФЗ.
С учетом внесенных Федеральным законом от 20.12.2017 № 409-ФЗ в ст. 178.1 УИК РФ поправок, отсрочка отбывания наказания в связи с лечением от наркомании применяется к лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, тогда как ранее отсрочка отбывания наказания могла быть предоставлена осужденным к любому виду наказания за совершение преступления, предусмотренного указанными статьями Уголовного кодекса.
Отсрочка предоставляется осужденному, страдающему заболеванием - наркоманией при наличии его добровольного согласия на соответствующее лечение от наркомании, а также на прохождение медицинской и социальной реабилитации и применяется до окончания лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, но не более чем на 5 лет.
Поведение и прохождение лицом курса лечения от наркомании, а также его медико-социальной реабилитации контролируется уголовно-исполнительной инспекцией.
В случае если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от их прохождения, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда.
Освобождение осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания судом возможно по представлению уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного с учетом заключения врача и поведения лица, в отношении которого внесено представление, если будет установлено, что им пройдено лечение от наркомании, а также медико-социальная реабилитация, после которой наступила ремиссия.
Длительность ремиссии после окончания лечения и медико-социальной реабилитации должна составлять не менее двух лет.


О противодействии терроризму
В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба с таким явлением, как терроризм. Методы противодействия терроризму закреплены на законодательном уровне.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Закон устанавливает правовую основу противодействия терроризму, его основные принципы, а также разъясняет важные понятия в этой сфере.
Под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Под террористической понимается деятельность, включающая в себя: 
- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; 
- подстрекательство к террористическому акту; 
- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст.208 УК РФ, п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации)); 
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; 
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; 
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. 
Аналогичное определение содержится в статье 205 УК РФ, предусматривающей санкции за совершение террористического акта вплоть до пожизненного лишения свободы.
Согласно п.2 постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Согласно п.3 постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Как следует из преамбулы постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.
Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20.07.2016 дополнился составом, предусмотренным статьей 205.6 УК РФ, - несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).


Отсрочка исполнения наказания за терроризм невозможна
Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 31-ФЗ внесены изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Поправки касаются уточнения случаев отсрочки исполнения приговора беременным женщинам и родителям малолетних детей.
Закреплено, что отсрочка невозможна, если беременной, матери малолетнего ребенка, единственному родителю такового назначено наказание в виде лишения свободы за преступления террористической направленности и сопряженные с террористической деятельностью.
Уточнено, что наказание может быть отсрочено, если у осужденной, осужденного - единственного родителя есть малолетний ребенок (до внесения изменений - малолетние дети).


О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
05.03.2018 Правительство Российской утвердило «Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения».
Положение определяет порядок включения сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, исключения из него сведений, размещения реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в сети Интернет.
Определены, в том числе: 
процедура включения сведений в реестр; 
перечень информации, которую уполномоченный государственный орган (организация) направляет в подразделение Аппарата Правительства РФ для включения сведений в реестр; 
основания для исключения сведений из реестра.


Какие вопросы градостроительной деятельности не принимаются без учета граждан?
29.12.2017 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на уточнение механизма учета мнения граждан по вопросам градостроительной деятельности.
Согласно вышеуказанному изменениям по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территории, проектам и другим градостроительным процедурам проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
Устанавливается, что участниками общественных обсуждений или публичных слушаний являются граждане, постоянно проживающие на данной территории, правообладатели находящихся в границах территории земельных участков, расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Кроме того, Федеральным законом вводится порядок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, утверждаются требования к официальному сайту (информационной системе) в сети «Интернет», на котором размещается проект, вынесенный на публичные слушания или общественное обсуждение.


Продлен срок действия "дачной амнистии"
Федеральным законом от 30.06.2006 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" был введен упрощенный порядок оформления возникших до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации прав граждан на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на объекты недвижимости, возведенные на таких земельных участках (так называемая "дачная амнистия").
В соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до 1 марта 2018 года для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства не требовалось разрешение на ввод в эксплуатацию.
Федеральный закон от 28.02.2018 № 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" продлил срок действия «дачной амнистии" (упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки, расположенные на них жилые дома, гаражи и т.п.) до 1 марта 2020 года.
"Дачная амнистия" распространяется на следующие объекты:
1) земельные участки, которые предоставлены гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
2) объекты недвижимости, построенные на таких земельных участках:
- объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома);
- другие объекты недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство (гаражи, хозяйственные постройки, например, бани, сараи и др.)


Уточнены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 107 уточнены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта.
В частности, предусмотрено, что паспорт безопасности объекта спорта составляется в 2 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по месту нахождения объекта спорта и утверждается ответственным лицом.
Установлено, что антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта, в том числе в служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности, что достигается посредством:
определения должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитерористической защищенности;
определения должностных лиц, имеющих право использования паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности.
Кроме того, уточнено, что форма паспорта безопасности объектов спорта подлежит согласованию с руководителем территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, а не с руководителем территориального органа МВД России.

Городской прокурор В.А. Савин


Ответственность за коррупционные преступления
Основным актом Российской Федерации в системе мер борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с положениями этого закона, преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Среди них наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.
К числу преступлений коррупционной направленности относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.
При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.
Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.
Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.
Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное - 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет.
Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Учет всех перечисленных обстоятельств позволяет назначить конкретному виновному лицу справедливое наказание.

Городской прокурор В.А. Савин


Установлена амнистия по экономическим преступлениям
19.02.2018 Президентом России подписан Федеральный закон №35-ФЗ, которым внесены изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности по отдельным экономическим преступлениям, совершенным до 1 января 2018 года.
Речь идет о криминальных деяниях, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ (например, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле).
Освобождение от ответственности возникает при условии, если лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие деяния связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Старший помощник прокурора Н. Д. Кондрикова


Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности
Под этим преступлением понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
За такое деяние установлено наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до 200 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до трех лет.
а те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрена повышенная ответственность. 
Установлена возможность освобождения лица от уголовной ответственности за указанные преступления в случае, если оно сообщит о преступлении или будет способствовать его предотвращению.
Помимо этого, закон усиливает санкции за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Кроме того, законом предусмотрена конфискация имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности.

Старший помощник прокурора Н. Д. Кондрикова


О порядке рассмотрения обращений граждан
Статьёй 33 Конституции России закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее - Закон № 59) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В соответствии со статьёй 7 Закона № 59 гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
На основании статьи 12 Закона № 59 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случаев, указанных в законе.

Заместитель прокурора Д.Н. Григорьев


Об уголовной ответственности за содержание наркопритонов
Ответственность за организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств и психотропных веществ установлена ст. 232 Уголовного кодекса РФ.
Под притоном понимается жилое или нежилое помещение, используемое для массового потребления наркотических средств или психотропных веществ, например, квартира, дом, дача, сарай, подвал, гараж, беседка, развлекательное заведение. 
Под организацией притона понимаются подыскание, приобретение или наем жилого или нежилого помещения, его ремонт, обустройство различными приспособлениями и т.п. действия в целях последующего использования для потребления наркотиков.
Использование лицом уже имеющегося у него помещения для потребления наркотических средств признается организацией притона в случае приспособления такого помещения под притон, например, путем ремонта, оборудования вытяжкой или вентиляцией, установки в нем техники, приборов, приспособлений для приготовления и потребления наркотических средств, техники для обеспечения конспирации клиентов.
Под систематическим предоставлением помещений в статье 232 УК РФ понимается предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов более двух раз. 
Наказание за вышеперечисленные деяния - только лишение свободы. 

Заместитель прокурора Д.Н. Григорьев


Последствия пропаганды наркотических средств и психотропных веществ
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 46 Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пропаганда наркотических средств, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств запрещается.
КоАП РФ установлена ответственность за совершение указанных действий.
Так, ст. 6.13 КоАП РФ предусмотрено, что пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, используемого для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от сорока тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное 
приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
Вышеизложенное относится также и к пропаганде психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ.

О последствиях привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Законодательством установлена административная ответственность для юри-дических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по ст. 19.28 КоАП РФ с применением административного наказания в виде штрафа. В то же время применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения данного административного правонарушения.
Другим юридически значимым последствием для организаций, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ является двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, установленный требованиями пункта 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, сведения о факте привлечения юридического лица к ответственности вносятся в соответствующий Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Ведение данного реестра обеспечивается Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а сам реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры (https://genproc.gov.ru/).

Городской прокурор В.А. Савин


Извещение о ДТП без сотрудников полиции
Указанием Банка России от 16 апреля 2018 г. N 4775-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" скорректированы правила ОСАГО. Это связано с поправками, внесенными в декабре 2017 г. в ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ.
Поскольку при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страхового возмещения, полагающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его ТС, увеличен до 100 тысяч рублей.
Данное изменение решено отразить в бланке извещения о ДТП, теперь в нем также должны указываться сведения об отсутствии у участников ДТП разногласий относительно его обстоятельств.
Приведен перечень конкретных случаев, при наличии которых документы о ДТП без сотрудников полиции не оформляются, в частности, при наличии непосредственно разногласий, отказ от подписания извещения одним из участников ДТП, превышение размера предполагаемого ущерба по предварительной оценке участника ДТП над суммой, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в таких случаях.
Стоит отменить, что при оформлении документов без сотрудников полиции дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевшего, ограничены предельным размером страхового возмещения.
Указание вступает в силу с 01.06.2018.

Заместитель прокурора Д.Н. Григорьев


Победить коррупцию можно только сообща
Коррупция - от лат. coiruptio - разламывать, портить, повреждать.
Коррупция - это сложное многоаспектное социальное явление, которое, в первую очередь, пагубно отражается на социально-экономическом развитии нашей страны, уровне жизни населения, тормозит развитие бизнеса и претворение в жизнь проводимых реформ, направленных на развитие сельского хозяйства, производства, транспортной инфраструктуры, реализацию социально-экономических программ, стабилизацию финансового и делового климата и, в конечном счете, улучшение жизни простых людей.
Каждый из нас в той или иной мере сталкивается с её негативными проявлениями в повседневной жизни. 
В российском законодательстве данное понятие получило легальное закрепление в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно нормам данного Закона коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полно-мочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физиче-ским лицом своего должностного положения вопреки законным интересам об-щества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение всех ука-занных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции одна из главных задач, стоящих перед на-шим государством, всей системой органов государственной власти и, прежде всего, правоохранителями.
Важнейшим звеном в этой цепи остается деятельность прокурора, кото-рая осуществляется по таким основным направлениям как:
- проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных запретов и ограничений, о размещении заказа, о расходовании бюджетных средств, об использовании государственного и муниципального имущества;
- антикоррупционая экспертиза нормативных правовых актов;
- проверка законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и осуществления предварительного расследования по уголовным делам данной категории;
- координирующая роль прокуратуры в борьбе с коррупционными пре-ступлениями и правонарушениями.
В Уголовном Кодексе РФ содержится большой массив правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за коррупционные преступления. Среди них уголовная ответственность за дачу и получение взятки, злоупотреб-ление и превышение должностными полномочиями, служебный подлог, нецелевое расходование бюджетных средств и т.д.
Учитывая, что коррупционные преступления имеют латентный характер, их успешное выявление и пресечение возможно только при консолидации сил всего общества. При этом важнейшим источником получения информации о фактах коррупции являются обращения граждан, в том числе и анонимные.

Городской прокурор В.А. Савин


В соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе граждане, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, а также лица, претендующие на замещение соответствующих должностей, обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Вышеназванные сведения предоставляются в порядке и по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.
При этом в рамках каждой декларационной кампании возникают спорные моменты, касающиеся правильности заполнения того или иного раздела справки. В связи с этим, с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок, в рамках предоставленных полномочий Министерством труда и социальной защиты РФ ежегодно разрабатываются соответствующие методические рекомендации. Несмотря на то, что данные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, органам государственной власти и местного самоуправления поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться ими, а также иными инструктивно-методическими материалами.
Так, Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год). Полный текст рекомендаций размещен на сайте http://www.rosmintrud.ru, а также в СПС «Консультант Плюс».
В Методических рекомендациях подробно и доступно изложен порядок и правила заполнения всех разделов справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, включая и раздел 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки», заполнение которого предусмотрено лишь с 2018 года.
Соблюдение всех требований законодательства РФ и использование Методических рекомендаций сведет к минимуму возможность нарушений при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например, неуказание необходимых сведений, неверное заполнение тех или иных полей в справке и т.д.), а, следовательно, и привлечения заполняющего справку лица к ответственности за недостоверное и неполное предоставление сведений.

В 2006 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенцию ООН против коррупции, заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003. В данной Конвенции устанавливаются основные принципы, понятия, механизмы, направления и меры по борьбе с коррупцией. На основе этой конвенции подписавшие ее государства формируют свое национальное антикоррупционное законодательство.
В связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции Российской Федерацией принят ряд антикоррупционных законов, в числе которых:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», 
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»,
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В Пермском края также принят антикоррупционный пакет нормативных актов, в том числе Закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае».
Надзор за исполнением антикоррупционного законодательства является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержится понятие коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основой антикоррупционного законодательства является её предупреждение. Профилактика коррупции осуществляется,в том числе, путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Основными антикоррупционными механизмами являются:
1) контроль доходов и расходов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также других лиц, определенных законодательством о противодействии коррупции.
2) предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Согласно статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным выше, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанные выше лица, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3) Исполнение государственными и муниципальными служащимиобязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
4) Исполнение ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Каждый работодатель обязан сообщать о приеме на работу таких лиц вдесятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. 
За нарушение срока предоставления информации и за непредставление информации предусмотрена ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
5) Исполнение запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. 
6) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Заместитель прокурора Д.Н. Григорьев


Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств предусмотрена ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее-УК РФ).
Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 230 УК РФ) может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, на которое оказывается воздействие. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналог.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Санкция ст. 230 УК РФ в зависимости от наличия квалифицирующих признаков предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), в случае выполнения таких работ (услуг) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. рублей, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
За невыполнение данного требования зако¬на статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. Сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.
Заместитель прокурора Д.Н. Григорьев


В соответствии со статьей 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Совершение указанных действий (бездействия) влечет наложение административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
Лицо считается уклоняющимся от прохождения указанных мероприятий, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Субъектом правонарушения являются физические лица, достигшие возраста 16 лет и либо освобожденные от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.9 КоАП РФ, либо лица, на которых судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».

Заместитель прокурора Д.Н. Григорьев

Напечатать