Новости » Новости городского округа

Из истории Озёрского края


«Прочитав статью Е.П. Хохловой про Озёрскую школу рабочей молодёжи, которая сегодня незаслуженно забыта,  но в которой работали  потрясающие  и     удивительные педагоги, захотелось поделиться своими воспоминаниями», - член Совета краеведческого музея им. А.П. Дорониной Юрий Анатольевич Харитонов.

История первая 

- Вспоминаю занятную и весёлую историю пятидесятилетней давности, которая произошла в стенах школы рабочей молодёжи с одним из моих коллег. Довольно надёжным и отзывчивым молодым мужчиной, который  волею судьбы был обязан посещать старшие классы упомянутой школы.

Но обо всём по порядку. В послевоенное время, примерно до середины 60-х годов в милицию принимали на сержантские должности с неполным средним образованием. Война прошла по человеческим ресурсам без оглядки и без остановок на возраст, профессию и пол. Выкосила мужиков на отдельных улицах, в малых деревнях и селениях чуть ли не под корень. Не многим больше оставалось их в городах и крупных сёлах. Не до учебы было подрастающему поколению, первые годы школы, которые прошли в бомбоубежищах или на оккупированной территории, в  партизанских отрядах вместе с родителями или в голодных и холодных детских домах.

Но страна постепенно оправлялась от ран, поднимаясь во весь свой нешуточный рост. Последовал приказ и по органам внутренних дел – принимать на службу только со средним образованием, а у тех, кого его нет – пожалуйте на учёбу в школы. Пошли учиться в школу братья Лазуткины, Владимир Миронов, Виктор Машин, пошёл в школу и Виктор Афанасьевич Кравцов, о котором и будет мой рассказ.

К моменту поступления в школу он отслужил в милиции уже несколько лет. Слыл смелым и отважным постовым милиционером, отличался находчивостью, сообразительностью и мужеством. (Постовые в то время несли службу поодиночке, парных нарядов и автопатрулей тогда не было). Всё бы хорошо, но суровые военные годы отложились на детской психике маленького Вити. И страдал   Виктор Афанасьевич серьёзным недостатком в разговорной речи – косноязычием.  У него и прозвище было не очень обидное, но прилипшее на всю жизнь и понятное только работникам милиции – Краус. Это не производное от его фамилии Кравцов. Прозвище произошло от названия  марки автобуса «Икарус», которое полностью Виктор Афанасьевич выговаривать не мог. И если по другим наукам он худо-бедно как-то успевал в школе, имея положительные оценки, то в сочинениях по русскому языку как говорил, так и писал, получая тетрадь после проверки сплошь испещренную красными учительскими чернилами. 

Пришла пора выпускных экзаменов. Литература, история и даже математика с иностранным языком остались позади, а вот сочинение… Сидит и корпит Виктор Афанасьевич, обливаясь пОтом, ёрзая на стуле, теребя авторучку и перекладывая с места на место чистые листы бумаги. Нет шансов, не вытянуть ему ну никак письменный русский язык.  А директором школы на тот момент была мудрейшая, с большим жизненным опытом,  строгая, но справедливая  Клавдия Сергеевна Покатаева. Видя мучения ученика, она  неспешно подошла сзади к Виктору Афанасьевичу, посмотрела на чистые листки его  получасового «творчества», положила руку на плечо и прошептала на ухо:

- Не получается, дружок? – Кравцов только молча кивнул, не находя для себя никакого выхода. - Иди ты, дружок, во двор. Напили и наколи на зиму дров для школы.

Окрыленный ученик птицей вылетел на школьный двор, схватил увесистый  колун и как былинный богатырь, который копьём и булавой бился с ворогами, так и Виктор Афанасьевич, начал  пилить, колоть и укладывать дрова, не смотря на свой парадный гражданский костюм.

Ещё долгие годы Кравцов В.А. верой и правдой служил в милиции, ни на йоту  не отступая от данной народу Присяги, добрыми словами вспоминая Клавдию Сергеевну.

История вторая

Вторая зарисовка о школе рабочей молодёжи будет основываться на воспоминаниях рогопольского парня с Коммунальной  улицы, который прошёл путь от школьной парты до кабинета члена Политбюро ЦК коммунистической партии России. Является Почетным гражданином Красносельского района  Санкт-Петербурга, а диплом об окончании МВТУ имени Баумана он защищал на немецком языке, любовь к которому ему привили в вечерней школе нашего города. Представляете технический ВУЗ, один из самых престижных в стране и  в то  же время  защита по деталям танкостроения  на иностранном языке! 

Речь идёт о Валерии Васильевиче Яшине, который с отличием закончил восемь классов школы № 6, но для получения трудового стажа, так необходимого для внеконкурсного поступления в институт, перешедшего в 1960 году в ШРМ. Привожу дословно его воспоминания:

«Работая, я продолжил учебу в вечерней школе – ШРМ № 1. В народе её называли «школой переростков». В моём классе учились тогда вполне взрослые по сравнению со мной люди, прошедшие армию, по разным причинам бросившие когда-то средне школы; а кое-кто  и отсидев свои сроки в известных местах. В своём классе я был «мальчонкой», самым юным, но отношение ко мне со стороны одноклассников было вполне сносным. По ходу учёбы, когда я «свеженький» после школы стал достойно  успевать по всем предметам и при этом помогать моим взрослым одноклассникам всеми известными в школе методами, эти отношения стали вообще равными.

Неожиданными для меня в этой школе стал тот факт, что в его педагогическом коллективе были яркие, творческие люди, которые по многим  предметам были в моём  восприятии сильнее их коллег из средней школы. В их числе я, прежде всего, с благодарностью вспоминаю учителя химии  Николая Александровича Теплинского, учителя математики  Моисея Исааковича Брика и мою любимую учительницу немецкого языка Елену Генриховну Нестерову (по мужу).  Все они по каким-то причинам «не вписывались» в штаты средних школ, а ШРМ приняла их, хотя  Н.А. Теплинскому было за 70, а Е.Г. Нестерова вообще была немкой.

В 1962 году я закончил школу «с отличием». И именно этим учителям, по названным мною предметам, я обязан тем, что вступительные экзамены в ВУЗ  по ним я легко сдал на «отлично», а немецкий язык стал для меня на всю жизнь практически вторым родным».  

(Из книги В. Яшина «Страницы прошлого листая…» стр. 21-22) 

Вот такие стихи Валерий Васильевич посвятил учительнице немецкого языка (печатается с сокращением):

«А когда отгремели орудий военных раскаты
И народ похоронки с фронтов получать перестал,
Не любил я Германию, с гадом-фашистом проклятым,
И как многие, немцев своими врагами считал.
 
Но летели года, и народ оживал понемногу.
Наши раны и боль только годы могли излечить.
Возрождалась страна, я подрос, поумнел, слава Богу,
И немецкий язык, как и все, начал в школе учить.

Так уж сталось со мной, что в пятнадцать я начал трудиться,
Вечерами учился, из взрослых был собран мой класс.
Как подарок судьбы, это ж надо такому случиться,
Настоящая немка учила немецкому нас.
 
Что сказать про неё? Человек абсолютно приятный.
Хоть учитель, хоть школьник – мы все для неё были «Herr».
Не злоблива, тактична и как-то особо опрятна
И добрей и сердечнее многих родимых мегер...»
(Из книги В. Яшина «Дорога к храму» стр. 58)
        
Школа рабочей молодежи располагалась на ул. Коломенской. На том месте, где сегодня  стоит здание вневедомственной охраны.
 
Из истории Озёрского края
Из истории Озёрского края




Автор: Администрация Городского округа Озёры  17-10-2018, 10:24  
Просмотров: 227   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.